Ресурсы дискуссионного клуба
В республиканскую специальную (коррекционную) школу-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи поступают дети по заключению ПМПК, с вариантом обучения 5.1 и 5.2. Обучение у нас ведется по адаптированной основной образовательной программе (АООП), учебники такие же, как и в общеобразовательных школах. Наши выпускники по окончании школы сдают государственные выпускные экзамены (ГВЭ).
Как и все учителя-предметники, мы озабочены тем, насколько успешно сдадут ГВЭ наши выпускники. По своему предмету – математике, я убедилась, что для сдачи экзаменов одним из решающих аргументов является формирование основных мыслительных операций: анализ, синтез обобщение, сравнение, абстрагирование, конкретизация. Помимо урочных занятий, работу по этому направлению нужно вести и во время внеурочной деятельности (ВУД). Внеурочные занятия имеют очень много преимуществ по сравнению с уроками: здесь нет обязательной программы, нет оценок, время занятий тоже не такое ограниченное, как уроки. Поэтому здесь намного раскрепощеннее ведутся занятия с детьми.
В соответствии со Стандартом основного общего образования обучающиеся должны получать опыт познавательной и практической деятельности во внеурочных занятиях, способствующих: решать задачи, отражающие типичные жизненные ситуации; оценивать явления и события, происходящие в социальной жизни; участвовать в обучающих играх и тренингах. Дискуссионный клуб «Толкуй» является одним из таких внеурочных занятий.
Возрастные особенности обучающихся 5-7 классов (младший подростковый возраст) проявляются в изменении отношений с окружающими людьми и с самим собой. А именно в этом возрасте происходит ориентация на группу сверстников: общение с друзьями пронизывает все сферы жизнедеятельности подростка. Также в этом возрасте возникает «ценностный конфликт»: подросток активно отстаивает собственное понимание справедливости. Проведение такого вида внеурочной работы, как дискуссионный клуб «Толкуй», способствует разрешению некоторых моментов «кризиса подросткового периода».
Всему этому способствуют основные принципы работы данного клуба: 1) участник допускает любые мысли; 2) критика здесь не допускается; 3) моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению; 5) я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему и т.д.
Эти принципы дискуссионной работы способствуют таким личностным УУД, как: 1) способность формулировать и отстаивать собственные взгляды и мнения; 2) способность принимать другую точку зрения и оценивать идею, а не человека, ее декларирующего; 3) пониманию важности гражданской позиции; формированию нравственного «стержня»; 4) повышению интереса к событиям в общественной жизни; 5) стремлению использовать свои знания в практике; 6) умению брать на себя решение каких-либо проблем и т.д.
Вместе с этим, методический потенциал дискуссионного клуба «Толкуй» способствует формированию основных мыслительных операций таких как анализ, синтез, обобщение и возможность проследить за их развитием.
Почему мы дали нашему клубу название «Толкуй»? Перевод слова «толкуй» с якутского языка означает «размышление», «озарение», «идея». В русском языке это слово применяется как склонение от глагола «толковать» (объяснять, растолковывать): «Сколько ему ни толкуй, он своё говорит».
Исходя из этого, можно сказать, что название нашего клуба вполне подходит по смыслу к его деятельности, так как дискуссия невозможна без совместного размышления ситуации, итогом которого получается новая идея.
Дискуссионный клуб «Толкуй» проводится следующим образом:
Вначале определяется тема, которая должна быть наиболее актуальной и значимой для самих обучающихся. Ход работы разбивается на две части:
I часть – выявление основной проблемы по данной теме;
II часть – создание проекта решения проблемы по данной теме.
Первая часть работы разделяется по следующим этапам:
1) Заполняется «Банк идей»: высказываются любые мысли, которые имеют отношение к данной теме. Критика здесь не допускается. «Чем больше идей – тем лучше».
2) Начинается этап анализа высказанных идей. Обучающиеся критически обсуждают свои высказанные идеи и разбивают их по определенным характеристикам. То есть проводится классификация идей.
3) Этап синтеза осуществляется путем комбинации идей по новым категориям: «сбор мозаики по новым, ранее не принятым законам», в итоге которого получается новое понятие, новые группы идей;
4) С помощью обобщения полученных группировок формулируется одна общая проблема.
Вторая часть посвящается решению выявленной общей проблемы:
1) Участники дискуссионного клуба разделяются на несколько команд.
2) Начинается проектная работа по решению общей проблемы.
3) Проводится публичная защита проекта решения проблемы.
Таким образом, можно сказать, что проведение такого вида внеурочной деятельности, как дискуссионный клуб «Толкуй», способствует формированию основных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение), результаты которого выявляются на итоговых аттестационных работах.
В будущем я планирую продолжить эту работу более расширенно. А именно работать по формированию не только анализа, синтеза и обобщения, но и остальных видов мыслительных операций: сравнение, абстрагирование и конкретизация. Тогда наш клуб, видимо, переименую на интеллектуальный и название будет «Эйдетика». Тогда проекты мы будем делать не в каждом занятии, так как основное внимание будем уделять на формирование 6 видов основных мыслительных операций.
Екатерина Семеновна ПОПОВА,
учитель математики, олигофренопедагог