Кладовая эффективных приемов и методов в условиях ФГОС

ПШЕННИКОВА Анна Михайловна, педагог-психолог

МАОУ НПСОШ№2 г.Якутска

В рамках празднования 30 летнего юбилея «Школы молодого учителя» в МАОУ НПСОШ №2 г.Якутска, года «Педагога и наставника» в России, в МАОУ НПСОШ №2 была проведена декада мероприятий.  Учителя  школы провели друг для друга мастер-классы и мастерские.  Все учителя подошли к планированию и проведению своих занятий с талантом и творчеством, смелостью и азартом.

Поколение школьных педагогов, которое празднует свое 30-летнюю деятельность в МАОУ НПСОШ №2, гордо носит  название: «Родник»!  Это поколение, которое охватило  2 столетия: — 20 и 21 века- также провело свой мастер класс. Но не каждый отдельно, а все вместе .

В течение урока выступили все участники ШМУ «РОДНИКа».   Чтобы реализовать данную идею, необходим был метод, который позволяет каждому за короткое время раскрыть свои эффективные методы и приемы по своему предмету. Перед собой поставили цель- обобщить и демонстрировать свой педагогический опыт

Кривошапкина Д.В. , учитель истории и обществознания МАОУ НПСОШ №2: «В своей работе я использую следующие активные методы обучения (далее АМО)

— на этапе формирования мотиваций:

«Педагогика удивления» методика разработанная П.А. Степичевым. Удивление – начальная фаза развития познавательного интереса. Любой учитель, в той или иной степени, способен удивить учеников на своих уроках. П.А. Степичев выделяет следующие источники удивления:  фактом, методом, средой , своим потенциалом.

-на этапе проверки домашнего задания.

«Интеллектуальная разминка» 2-3 не очень сложных вопроса для размышления. Верю-не верю «Верите ли вы что…». «Узнай меня» можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны, при этом не называя ее, но описать поступки, открытия, размышления. «Да-Нет» это универсальная игра, которая нравится детям и делает их активными участниками игры, «Рыцарский турнир», «Найди ошибку» и др.

—  на этапе изучения нового материала:

«Мозговой штурм». Для начала нужно определиться с темой и целью урока, конкретизировать учебную задачу. Затем планируется общий план занятия, время, отводимое на каждый из этапов. Важно подобрать ряд вопросов для разминки, и разработать критерии оценки и выбора «лучшего предложения. Три этапа мозгового штурма: 1. Создание банка идей; 2. Анализ идей; 3. Обработка результатов.

«Колесо последствий» этот вид работы поощряет учеников к тому, чтобы обдумывать прямые и косвенные последствия определенного события или действия. Ученики наглядно отображают эти действия.

«Строительство стен». Этот вид работы позволяет ученикам рассмотреть все пункты, которые могут быть важны, когда рассматриваешь ключевую проблему. В дальнейшем в ходе этого упражнения ученики должны определить приоритет идей и информации по вопросу и обсудить обоснование своего выбора.

«Пять вопросов». Это упражнение на сбор информации, которое позволяет ученикам более глубоко изучить вопрос и разбить его на более мелкие подтемы или задания. Оно дает ученикам возможность разобраться в сложных темах и позволяет исследовать все виды возможностей планирования действий и постановки целей.

— на этапе обобщения и закрепления.

«Портрет». Лучше всего эту форму работы применять на уроках обобщения изучаемого периода, данный прием имеет сходство с «Узнай меня».

«Ученые и их открытия» этот прием можно считать логическим продолжением метода «Узнай меня», но он отличается формой проведения. Эту игру можно проводить на уроках систематизации или закрепления знаний (тематического или ежегодного).

«Мои тезисы» пример того, как методом ускоренного обучения весело и оптимистично можно закончить учебное занятие, поощряя участников к закреплению главных тезисов изученного (по Дж. Восс, Г. Драйдену)

— на этапе  домашнего  задания, используются приемы  «Творческое задание», «Найди задание», «Беспроигрышная лотерея», «Кубик», «Ярмарочная распродажа», «Выбери сам», «Одно задание на двоих»

— на этапе рефлексии, можно детям предложить такие методы как: «Подведем итоги», «Незаконченное предложение», «Саморефлексия», «Эссе», «Бортовой журнал», «Чемодан, корзина, мясорубка», «Телеграмма», «Коллективное письмо», «Слово-импульс».»

Пшенникова  А. М., педагог-психолог  МАОУ НПСОШ №2: « Метод называется «Горшочек вопросов . Его плюс в том, что данный метод можно применять на любом уроке, на любом этапе урока, по любой теме, для любой аудитории: обучающихся, родителей и педагогов.  Т.е , можно сказать, что он универсален. Из атрибутов вам понадобятся  только  маленькие бумажки и горшочек (любая емкость). Учитель должен обозначить тему. Например, на родительском собрании для родителей тема «Детско-родительские отношения». Просит каждого родителя написать на бумажке любой вопрос, который волнует, по  данной теме. Далее,  все  бумажки с вопросами  складываются в горшочек, перемешиваются.  Предлагается снова сидящим достать  бумажку с вопросом.  Каждый  зачитывает вопрос и пробует ответить на него сам. Учитель,  каждый раз подытоживает  ответы   и предоставляет право другим по очереди»

Оконешникова Е.В. , учитель математики МАОУ НПСОШ №2: «Практика моей работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую на уроках, тем незаметнее и эффективнее закрепляются полученные знания. Например,  учим таблицу умножения на пальцах.

Для того чтобы его эффективно использовать, следует знать результаты табличного умножения в пределах таблицы умножения числа 4. Например, нужно умножить 6 на 7.   Зажимаем пальцы на обеих руках в кулак, а затем на каждой руке отгибаем столько пальцев, насколько каждый множитель больше, чем пять. На двух руках отогнуто три пальца — это число десятков в искомом числе. На одной руке остались прижатыми к ладони три пальца, на другой — четыре пальца, эти числа перемножаем 3 * 4 = 12 и прибавляем к числу, имеющихся десятков. 30 + 12 = 42. Ответ: 6 * 7 = 42. (см рис 1)

А теперь попробуйте самостоятельно умножить этим способом 8 на 9.

Отгибаем на одной руке три пальца, а на другой руке — четыре пальца (на столько каждый множитель больше, чем пять). Отогнуто 7 пальцев — это десятки в искомом числе. Перемножаем число загнутых пальцев обеих рук: 2 * 1 = 2. Прибавляем это количество к числу десятков 70 + 2 = 72. Таким образом, 9 * 8 = 72. (см 2 рис)

Еще проще метод умножения на 9. Итак, всё, что вам понадобится — это десять пальцев рук. Положите ладони на стол. Мысленно дайте каждому пальцу, начиная от мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой, свой номер от 1 до 10. Вот так: (рис3)

Допустим, нам надо умножить 3 на 9. Чтобы вычислить ответ, надо найти палец под номером 3 и поднять его. А затем посмотреть, сколько пальцев осталось лежать справа и слева. Количество пальцев слева от поднятого пальца (в нашем случае их 2) — это десятки, количество пальцев справа (у нас это 7) — это единицы. Итого, получаем — 2 и 7, то есть 27.

Бурцева А. Д. , учитель русского языка и литературы МАОУ НПСОШ №2: « В своей работе большое внимание уделяю интегрированным урокам, т.к интеграция – во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире,  во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний;

Учебно-познавательные компетенции представляют собой совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Это знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических  и других  методов познания.

С 5 класса практикую проведение интегрированных уроков, реализующих межпредметные связи, так как интегрированный урок пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей, тем самым обеспечивает формирование учебно-познавательной компетенции и творческих способностей учащихся.

Ильина А. А., учитель  якутского языка и якутской литературы  МАОУ НПСОШ №2: «Все уроки лучше усваиваются если применять практические методы.

Урок  «Нравы, традиции и обычаи народа Саха»

—  на этапе мотивации изучения нового материала исполняются песни  о Якутии «Сахам сирэ»;

при демонстрации усвоения раннее изученного материала,  учитель   спрашивает :

  1. О чем поется в песне ?
  2. Какие ключевые традиции и обычаи знаете?
  3. В народе говорят: «Нет традиции, нет народа». Как вы думаете, почему? Если не будут соблюдаться традиции, то этот народ искоренится,т.е. исчезнут и забудут все традиции.Один из обычаев народа Саха мы провели в начале занятия – это встреча гостей с благопожеланием «Алгыс» и с духом огня – «Уот иччитэ».;

на этапе решения учебной задачи  учитель включает презентацию на тему   воспитания в якутской семье девочек и мальчиков « Нравы, традиции и обряды в якутской семье».

Фиксирует учебную задачу : — Уол оҕону куһаҕан тыынтан харыстаан тэллэҕин анныгар тугу угалларый ? (а-быһычча, б-кытыан,в-кыптыый)  (-быһычча)

 

— Кыыс оҕону куһаҕан тыынтан харыстаан тэллэҕин анныгар тугу угалларый?  (а-сүүтүк, б-кыптыый, в-быһычча) (-кыптыый)

 

-оҕо баттаҕын хоҕун, тыҥыраҕын ханна быраҕар табыллыбатый?  (а-ууга, б-уокка,в-бөххө) (-уокка)

-ханнык ыйдарга уруу малааһынын оҥорору бопсоллоруй?  (а-олунньу. Ыам ыйа, б-тохсунньу, кулун тутар, в-бэс ыйа, ахсынньы) (-тохсунньу, кулун тутар)

-тоҕо дьиэни киэһэ сиппийбэттэрий?  (а- дьолу-ссоргуну өтэйимээри, б-уйгуну-быйаҥы үтэйимээри, в-баҕа санаа туолбат   (-уйгуну-быйаҥы үтэйимээри)

при подведении итогов  учитель  предлагает проверить работу другого учащегося с помощью словаря, предлагает критерии оценки работы

Таким образом, дети узнают не только традиции и обычаи , но и воспитывается любовь к родному краю и уважение к истокам народа Саха

Копырина Л.И. , учитель географии МАОУ НПСОШ №2: “Современные педагогические приемы на уроках географии в условиях ФГОС разноообразны. Много приемов можно предожить, например:

  • на стадии вызова:. “Ассоциация», « Мозговой штурм», « Верю не верю».
  • на стадии постановки проблемы Прием «Верите ли вы, что…», Прием «З-Х-У» («знаю — хочу узнать — узнал»),Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
  • на стадии рефлексии: Игра-упражнение «Веер», Прием «Поясните цитату»,Прием «Как вы объясните народную мудрость»,Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»,Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»

Более подробно можно рассмотреть след приемов:

Приём «Самооценка». -Какова цель задания? (задачи) -Удалось получить результат? (решение, ответ) -Правильно или с ошибкой? -Самостоятельно или с чьей-то помощью? -Какую оценку и отметку ты себе поставишь? (по таблице учителя дают оценку себе и уроку)».

Приём «Домашнее задание — Идеальное задание»

Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Даётся перечень заданий, выбрать можно любое; Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.

Евсеева М.Б.,  учитель английского языка МАОУ НПСОШ 2: « Warming-up (речевая разминка) помогает учащимся настроиться на общение на английском языке и дает хороший старт на выполнение более сложных заданий. Этап речевой разминки предусмотрен для начала урока и длится примерно 3-5 минут, и не всегда связана с ходом урока. Кроме того это отличный инструмент для создания благоприятной для обучения атмосферы в классе.

Регулярное проведение речевой зарядки позволяет повторить и прочно усвоить лексику, предыдущих уроков, закрепить в памяти школьников грамматические структуры и речевые обороты, овладеть навыком диалога, умением задавать вопросы, кратко и лаконично отвечать на них.

Who am I? Правила. Каждый ребенок получает карточку, не видя, что на ней изображено. Тема загаданных слов может быть абсолютно любая.По очереди участники задают вопросы о себе, например:

Am I a boy?

Am I a dog?

Can I swim?

Do I live in the forest?

Mime. С помощью мимики показать слова. (например по теме «Действие» swim,run,fly ..)

Please, game. Ведущий (учитель или учащийся) отдает команды, например: Clap your hands/ Clap your hands, please».  Остальные игроки должны выполнить команду, только когда используется слово please. Ведущий отдает команды быстро, и участникам нужно не мешкать, и также быстро выполнять их, иначе их ждет выбывание

Numbers. Можно посадить детей в круг, чтобы считать от 1 до 12. Первый ребенок начинает с one, а следующий вместо того, чтобы назвать two, хлопает в ладоши. Таким образом,  они поочередно называют цифры и хлопают, следя за тем какая уже прозвучала. Эта активность подходит для любого диапазона чисел.

Разминка — это полезный инструмент для начала занятий на энергичной ноте, а также отличный способ для того, чтобы заставить класс думать на английском. Важно, чтобы ваши разминки заставляли учеников как можно больше использовать язык. Все представленные приемы были опробованы и использованы на уроках.

Константинова С.С. учитель физической культуры МАОУ НПСОШ №2: «Представляю методическую разработку внеклассного мероприятия  по физической культуре интеллектуальная игра брейн – ринг «ЗНАТОКИ СПОРТА». Цель методической разработки направлена на изучение технологии проведения интеллектуальной игры в стиле брейн-ринг и пополнение банка учебно-воспитательных мероприятий по предмету, повышение познавательного интереса, расширения общей эрудиции и развития логического мышления обучающихся, их инициативы, активности, коммуникации, толерантности, умения работать в группе. Игра может проводиться в рамках предметной недели общеобразовательных предметов, классных часах, а также в масштабах школы. Данное мероприятие ориентировано на старшеклассников. Возможно проведение в одной или нескольких группах. Игра предполагает участие не менее 2 — х команд, каждая из которых вырабатывает коллективное решение по вопросам темы и представляет его в виде обоснованного ответа.

Вопросы и задания игры соответствуют общеобразовательной программе по физической культуре, но предполагают и наличие суммы знаний, полученной за рамками предметной программы обучающихся. Многие вопросы требуют логического решения. На данном мероприятии в передаче и усвоении информации программные средства содержат в себе четко структурированную учебную информацию. В первую очередь расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения: наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. В формировании компонентов учебной деятельности с применением  компьютеров выдвигается принцип интегративности. Он предполагает установление интегративных связей, которые позволяют ярче представить характеристику предмета, показать взаимосвязь между содержанием отдельных предметных образовательных разделов и модулей, между предметным обучением и общей информационной подготовкой школьников. Отдельные элементы игры — вопросы-задания, кроссворд, экспресс-тесты, выведенные в электронном и бумажном вариантах, используются как дидактический контрольно-измерительный материал для проверки  знаний по отдельным темам программы физической культуры.

Интеллектуальная игра брейн-ринг является универсальной формой проведения внеклассных мероприятий по учебным предметам. Цель игры во многом направлена на выявление общей эрудиции.

Таким образом, игра решает много задач по обучению развитию и воспитанию подрастающего поколения.

Жегусова Т. И., саха тылын, литературатын учуутала: ““ Темата: «Кыргыһыы талааны кыргыбат» (Аҕа дойду Улуу сэриитэ Макар Хара айымньыларынан).

Сыала:

Макар Хара  дойдутугар бэриниилээх буолуутун,төрөөбүт Ийэ сиригэр тапталын, хоһоон нөҥүө  сэрии чахчытыгар сөп тубэһиннэрэн ырытыы.

Соруга:

1.Макар Хара хоһооннорун ааҕыы,ырытыы.

2.Сэрии алдьархайын, кырдьыгын  булан көрүү,ырыта үөрэнии.

3.Дойдуга тапталы иҥэрии, Аҕа дойду сэриитин буойуннарыгар кэриэстэбил.

Уруок тиибэ:  Сайыннарыылаах үөрэх.

Уруок хаамыыта1.Киирии чааһа.

2.Сүрүн чааһа-Макар Хара хоһоонноро.

3.Түмүктүүр үлэ-Айар үлэ «Саллаакка сүбэ». Санаа атастаһыыта.

Учуутал үлэтэ-Үтүө күнүнэн, оҕолоор.  Аҕа дойду сэриитигэр Саха сириттэн 63т киһи ыҥырыллан барбыта, олортон 37 т киһи дьиэлэригэр төннүбэтэхтэрэ.Бу алдьархайдаах сэрии саха норуота салгыы сайдарыгар улахан охсууну оҥорбута.Эһиги билэргит курдук, үгүс саха суруйааччылара кыттыыны ылбыттара. Олортон биирдэстэрин,  Улуу Кыайыыны уһансыбыт буойун суруйааччы аатын ааттаан уруокпутун саҕалыахыт. Бүгүҥҥү кэпсэтиибитигэр,  Макар Хара хоһооннорун ырытан көрөн, суруйааччы дууһатын айманыытын таайа сатыахпыт.

1-Макар Хара хас сыллаахха уоттаах сэриигэ аттаммытай ? (1941 сыллаахха атырдьах ыйыгар)

2.Бэйиэт бойобуой суолун ким бэлиэтиэ этэй? (оҕо эппиэтэ)

3.Уоттаах сэрии толоонугар хас сыл кыргыспытай?  (4 сыл)

4.Наҕараадаларын ааттаталааҥ. (Кыһыл Сулус орден кавалера)

Тиэкиһинэн үлэ.

1.Ханнык хоһооҥҥо бу строкалар баалларый? «Ыстыыкка бөрүөбүн солбуйан» ( Доҕорбор,1941)

  1. «Баҕар эн саныырыҥ буолуоҕа

Балтика биэрэгэр мин баарбын» (Суруккун күүтэбин,1943)

  1. «Эдэр буойун ,итии сүрэх» (Хара харах,1944)
  2. «Алгыы хаал,эбэккэм

Алааһым кыыһыныы» (Быраһаай, Элиэнэ эбэккэм,1944).

-Бу хоһооннор кимиэхэ анаммыттарый ?

-Хоһоон нөҥүө бэйиэт туох санааны тиэрдэрий?

-Макар Хара олоҕун аргыһа кимий? (Анна Ивановна Егорова-саха бастакы опернай ырыаһыта, презентация көстөр)

Түөрт хоһоонтон “Хара харах” хоһоон уратытын ыйаллар. Хоһоон этэр санаата атынын чорботоллор.

Учуутал-оччотооҕу кэмҥэ саллаат дьонун кытта хайдах сибээстэһэр этэй?

Суруктар төһө өр айанныыр этилэрэй? (Сэрии кэмигэр сүтэрсии кыһалҕата)

Оҕолор тэтэрээккэ бэлиэтэнэллэр.

-Бэйиэт Элиэнэ эбэтигэр сыһыанын,тапталын иэйиитин хоһоонтон холобурдаан. (эбэккэм таптыыра, сүрэҕим күндүгүн, алгыы хаал).

-Бэйиэт олоххо тардыһыыта туохха сытарый? (Оҕолор эппиэттэрэ )

Оҕолор бэйэ-бэйэлэригэр ыйытыылара- Сэрии алдьархайа уонна кырдьыга тугуй?

Айар үлэ (10 мүн) -Эһиги бу саллаакка тугу сүбэлиэ этигит?

Константин Михайлович Симонов кэргэнигэр Валентина Сероваҕа анаабыт “Жди меня”  хоһооно. Бу икки бэйиэт олохторун маарыннаһар өрүттэрэ.

Санаа атастаһыыта:

-Макар Хара, суруйааччы быһыытынан талаанын туохха көрөбүт? (Хоһоон тиэрдэр иэйиитэ — Кыргыһыы талааны кыргыбат)

—  Улуу Кыайыыны уһансыбыт эбэлэрбит,эһэлэрбит төрөөбүт дойдуга ордук бэриниилээхтэрий?

-Билиҥҥи кэм геройдара кимнээҕий?

Григорьева В. Я., саха тылын, литературатын учуутала: “Креативнай  (айымньылаах) толкуйдааһын нөҥүө оҕоҕо дэгиттэр үөрүйэхтэри сайыннарыы.

Саҥа олох сайдыытын кытта оҕо тэҥҥэ сайдан иһиэхтээх. Олох-дьаһах тутула уларыйар кэмигэр тобуллаҕастык толкуйдуур, санаатын сатаан этэр, тыл баайын толору туһанар буолаҕына эрэ толлугаһа суох иннин диэки барар киһи үүнэн тахсыахтаах. Саха тылын уруоктарыгар оҕо табатык суруйарга, ааҕыы уруоктарыгар айыймньылары ааҕан ис хоһоонун ырытарга уонна өйдөөбүтүн, истибитин кэпсииргэ үөрэнэр.

Саха тылын, литературатын учууталын иннигэр оҕону ийэ тыл эйгэтигэр киллэрэн, уран тылга умсугутан, айар иэйиигэ сайыннарар сорук турар.

Үөрэнээччи ойуулуур-дьүһүннүүр тыллары күннээҕи кэпсэтиитигэр киллэрэн туттар, өйүгэр былаан оҥорон, санаатын сааһылаан кэпсиир, хаһыакка ыстатыйа суруйар, хоһоону, кэпсээни, остуоруйаны кыаҕынан айар, атын литератураттан сөптөөх матырыйаалы булан ааҕар, ырытар, бэйэтин уонна дьон үлэтин сыаналыыр, санаатын толлугаһа суох этэр, дакылааты бэйэтэ оҥорор, чинчийэр, көмүскүүр, “Аман Өс”, “Куолу” курдук тыл этээччилэр күрэхтэригэр кыттар буолуохтаах. Ону ситиһэр туһугар саха тылын уруоктарыгар 3-5 мүнүүтэлээх тыл оонньууларын, лиэксикэҕэ сорудахтары ыытыахха сөп. Холобур,

  1. Тыл оонньуулара. Инниттэн-кэнниттэн тэҥҥэ ааҕыллар, этиллэр тыллары толкуйдаа (саас, сүүс, хаппах, харах, хабах, тиит уо. д. а); тылтан тылы таһаарыы ( кыайыылаахтар: лыах, тар, кыайыы, хаа, тараах уо. д. а); барамай (предмет) аатыттан монолог суруйуу;
  2. Өс хоһоонноругар үлэ. Суолтатын быһаарыы, өс хоһооннорун ситэрии, тиэкис сүрүн санаатын арыйар өс хоһооннорун булуу, өс хоһоон суолтатын арыйар кэпсээннэри суруйуу.
  3. Тыл суолтата. Омуоньумнар. Тыл атын суолтатын билии, этии толкуйдааһын, бөлөхтөөһүн, бөлөхтөн атын суолталаах тылы булуу; Синиэньимнэр. Тылы атын суолтатынан солбуйуу, бөлөхтөөһүн, атын суолталаах тылы булуу. Онтуоньумнар. Тыл утары суолтатын булуу, этиилэри онтуоньумнарынан ситэрии, утары суолталаах тыллардаах өс хоһооннорго үлэ.
  4. Сомоҕо домохторго үлэ. Суолталарын быһаарыы, бэриллибит сомоҕо домохторунан тута эти толкуйдааһын.”

Таким образом, учителя-предметники творчески раскрыли свои излюбленные педагогические технологии. Поэтому можно практиковать такую мобильную форму изложения разнообразных современных методов, технологий в проведении кроков и внеурочных занятий.

Добавить комментарий