ПЕДАГОГ В ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЕЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР

Музей в современной школе представляет собой такую интегрированную информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся и педагогов.

Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея –– могут быть реализованы новыми средствами: программные обеспечения, терминологии, средства виртуальной коммуникации. Формируется экранный тип культуры и новая эстетика – компьютерная среда, которая по сути является игровой и может продуцировать различные формы игры.

Разработка интеллектуальных игр в педагогических целях считаются универсальным инструментом для повышения компетенций.

Нами разработан модуль «Музей интеллектуальных игр», включающий в себя ряд блоков: «Инструктивный блок», содержащий описание Модуля и представленный в виде краткого руководства, «Информационный блок», содержащий изучаемый материал, «Контрольный блок», содержащий электронные контрольные материалы.

Выбор содержания Модуля должен соответствовать требованиям к уровню подготовки специалиста государственным стандартом, при этом реализация комплекса перечисленных нами функций осуществляется посредством интерактивного интерфейса электронной образовательной среды, позволяющей осуществлять реалистичную оценку качества освоения приобретаемой педагогом информации.

Процесс разработки модуля «Музей интеллектуальных игр» представляет собой многоэтапную деятельность, ориентированную на создание и логическую взаимосвязь между собой множества компоненты, входящих в его состав. При этом с нашей точки зрения в ходе разработки модуля «Музей интеллектуальных игр» необходимо придерживаться следующих этапов: первый этап ¾ структурирование информации; второй этап ¾ заполнение содержанием; третий этап ¾ настройка технических параметров; четвёртый этап ¾ проверка на практике.

В практической части проведено эмпирическое исследование, которое  содержит оценки двух уровней ИКТ компетентности педагога: общепользовательской, общепедагогической. Вопросы анкеты предполагают выбор значения интенсивности использования по шкале 0-2.

Всего в анкетировании приняли участие 59 педагогов Хатасской СОШ. Анкетирование проводилось on-line с использованием Google-форм. Обработка данных диагностических карт проводилась помощью редактора электронных таблиц MS Exel. Большинство участников эксперимента на уровне практикующего пользователя.

На основе анализа анкетирования педагогов определен уровень владения навыками работы на компьютере и различными компьютерными программами, необходимыми в работе педагога. По итогам результатов диагностики участникам было предложено выбрать оптимальный способ профессионального развития: обучение на курсах ПК, самообразование, частие в методических сетевых объединениях, вебинары, участие на семинарах и конкурсах.

Сложность использования интеллектуальных игр в образовательном процессе заключается в многообразии проблем каждой отдельной дисциплины. В связи с интеграцией информационная база их может быть весьма разнообразной.

Подводя итог вышеизложенному, можно говорить о том, что с целью достижения высоких результатов при применении предложенной нами модели «Музея интеллектуальных игр» следует создавать благоприятные организационно-педагогических условий, наиболее важными из которых, с нашей точки зрения, являются: построение фундамента моделей формирования информационной компетентности педагогов должно осуществляться на оптимальном сочетании общедидактических и специфических принципов; используемые принципы должны быть творчески интерпретированы в ходе адаптации педагогов к обновленным задачам профессиональной подготовки специалистов; следует применять интеграцию абсолютно разнотипных систем организации процесса обучения, ориентированного на освоение установленных знаний педагогов; необходима организация создание универсальной электронной информационно-образовательной среды на основе информационных.

Вышеуказанные организационно-педагогические условия способны, на наш взгляд, максимально эффективно обеспечить интеграцию функций и возможностей, что в конечном итоге, положительно отразится на разрешении актуальной проблеме формирования информационной компетентности педагогов.

Татьяна АФАНАСЬЕВА,
учитель русского языка и литературы МОБУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых»
ГО «Город Якутск»

Добавить комментарий