По пути развития

Осенью 2022 года Сыланская средняя школа Чурапчинского улуса  празднует 45- летие класса с углублённым изучением русского языка . Каких успехов достиг за 10 лет существования класс рассказала Галина Александровна ЕВСЕЕВА, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РС(Я), обладатель Гранта Президента РС(Я).

     Класс с углубленным изучением русского языка и литературы впервые в республике был открыт в 1977 году на базе Сыланской средней школы  по инициативе Чурапчинского РайОНО.  Был объявлен  набор учащихся. Приехали ребята из разных районов – Чурапчинского, Таттинского (тогда Алексеевского), Томпонского, Сунтарского. Учителем была назначена выпускница ЯГУ с трехлетним стажем работы Евсеева Галина Александровна.  В последующие годы  работали Обоева-Постникова О.И., Никонова М.Р., Павлова А.В., Кривошапкина Г.А., Антонова Е.Ю.

     В успешное  становление класса  большой вклад внесли заведующий РайОНО Неустроев Виталий Михайлович, методисты Егорова Любовь Тимофеевна, Яковлева Зинаида Николаевна, Перевалова Антонина Павловна, директор школы Яковлев Иван Иванович, заведующая учебной частью школы Алексеева Мария Семеновна, учитель-новатор Макаров Егор Дмитриевич, ветеран Великой Отечественной войны, библиотекарь школы Макаров Иннокентий Кузьмич.            

     Благодаря им, была заложена основа технически оснащенного и материально обеспеченного кабинета русского языка и литературы, впоследствии занявшего 1 место в районном смотре кабинетов и 2 – в республиканском.  Была создана богатая библиотека, которая стала методической лабораторией учителя и местом для самообразования учащихся.  В оснащении кабинета необходимой  методической  литературой оказал незабвенный наш Учитель, профессор Николай Георгиевич Самсонов.

     Отличительной чертой учащихся класса было стремление к знаниям, любовь к книге. Много времени они проводили в классе-кабинете, готовясь к урокам и внеклассным занятиям.

     Школьная жизнь детей была интересной, содержательной и насыщенной до предела: литературные вечера, праздники, диспуты, конкурсы, агитбригады и многое другое. Выступили инициаторами многих идей, которые впоследствии стали традиционными: ежегодные поездки по литературным местам России, в Черкехский музей политссыльных, в Якутск, празднование дня Комсомола с факельным шествием, экспедиции по местам боевой и трудовой славы.

     Учащиеся класса активно участвовали во всех районных олимпиадах по русскому языку, в конкурсах сочинений, в литературных праздниках и всегда занимали призовые места.  В 1978 г. ученица 9 класса Наташа Игнатьева  участвовала во Всероссийском литературном празднике, посвященном 110-летию  А.М. Горького, с докладом на тему «Горький и Якутия»  и стала дипломантом.

     Одной из самых важных задач обучения заключалась в развитии русской устной и письменной речи учащихся в условиях отсутствия русскоязычной среды, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности, в повседневной жизни.  

     Учащиеся класса два раза в год сдавали устные экзамены по русскому языку и литературе, тем самым привлекали их к процессу умения аргументировать, обосновывать свои знания. С той же целью часто проводились диспуты на нравственные, социальные темы.

     На базе класса проводились районные, республиканские семинары учителей-словесников, курсы директоров школ. Частыми гостями были преподаватели историко-филологического факультета Якутского университета  Мира Яковлевна Мишлимович, Тамара Парфеньевна Самсонова со студентами, сотрудники Института повышения квалификации учителей Матрена Николаевна Дьяконова, Нина Степановна Костина, Саргылана Прокопьевна Васильева.  Все они подтверждали хорошее владение русской речью учащимися класса.

     «Без знания истории нет ни настоящего, ни будущего» — по такому принципу  работали  молодые учителя – историки Дмитриев Юрий Егорович, Петров Егор Михайлович, Михайлов Егор Митрофанович. На их уроках дети знакомились с историй родного края, страны и учились любить и беречь Родину. 

     По окончании школы выпускники, в основном, поступали в гуманитарные  вузы. Но, благодаря высокому профессионализму таких учителей, как Протодьяконова Ульяна Николаевна, Николаева Зинаида Гаврильевна, Слепцова Прасковья Иннокентьевна, Башарина Вера Викторовна, Рожин Дмитрий Алексеевич, Степанова Татьяна Гаврильевна, успешно поступали в технические, естественно-математические вузы. Так, наши ребята обучались во многих учебных заведениях Сибири, Дальнего Востока, центральной России. Особым доверием пользовались на филологическом факультете ЯГУ. Слова: «Я –в ыпускник Сыланской школы», — означали «знак качества». И многие, успешно закончив РОЯШ, РО, ИО ФЛФ ЯГУ, работают учителями во всех концах республики.

     Французский язык преподавали настоящие мастера, замечательные учителя Решетникова Марианна Николаевна и Макарова Альбина Афанасьевна. В настоящее время их последователи успешно работают, благодарят своих учителей.

     Обучение русскому языку тесно связано с хорошим знанием якутского  языка, любовь к которому прививала широко эрудированный, умеющий развивать у учащихся интерес к знаниям, к  родному языку Попова Матрена Алексеевна. Несколько выпускников последовали ее примеру – стали учителями родного языка.

     Первый профильный гуманитарный класс вскоре после открытия приобрел статус базовой школы ИФФ Якутского университета.  Ежегодно   педагогическую практику проходили студенты, которые  проводили большую профориентационную работу, учащиеся знакомились со студенческой жизнью и стремились к ней.

     Значительную роль в материальном укреплении школы, в воспитании патриотизма играл совхоз «Чурапчинский» и его первый директор Аммосов Иннокентий Николаевич. По его инициативе была учреждена премия лучшим учащимся школы. Стипендиатами  в разные годы были:   Илларионова Зина (1981), Макарова Таня (1982), Давыдов Коля (1983), Друзьянова Аня (1984), Пермяков Миша (1985).

     Сыланская школа всегда была одной из самых спортивных в районе. Под руководством учителя физкультуры Кривошапкина Владислава Николаевича сборная школы, большинство которых составляли учащиеся гуманитарного класса, занимали призовые места на районных соревнованиях по легкой атлетике, волейболу, шахматам. Среди «спортивных звезд» можно назвать имена Афанасьевой Марины, Макарова Гоши, Бубякиной Лизы, Макарова Ильи, Аянитова Павла, Давыдова Коли, Друзьяновой Ани и многих других.

     Многих учащихся класса своим всесторонним мастерством, высокой работоспособностью увлекал в технические, экологические кружки заслуженный учитель школ РСФСР Егор Дмитриевич Макаров.  Один лишь пример: отличник культуры РС(Я), создатель Центра звукописи в родном селе Макаров Андрей Петрович – ученик Егора Дмитриевича.

     Добрыми словами хочется вспомнить работников интерната, где жили дети, приехавшие из других районов и наслегов. Это они создавали теплую атмосферу в холодном  помещении, проявляли родительскую заботу.  Благодаря им, воспитанники чувствовали себя защищенными, жили дружно и тянулись к знаниям. По истечении многих лет выпускники разных лет  с большой благодарностью  вспоминают своих «ангелов-хранителей»: воспитателей Посельскую Марию Семеновну, Флегонтову Нюргустану Дмитриевну, Сивцеву Светлану Афанасьевну, Софронову Февронью Дмитриевну, поваров Аянитову Н.Г, Монастыреву А.И, Макаровых Ульяну, Дарию, заведующих интернатом Тытыгынаеву Саргылану Гаврильевну, Максимова Алексея Михайловича, Рожина Дмитрия Алексеевича.

     Гуманитарный класс  Сыланской школе сделал десять выпусков и за этот маленький промежуток времени подтвердил правильность создания класса с  углубленным изучением русского языка и литературы в сельской местности.  И заслуга тех, кому  пришла эта идея, тех, кто понимал значение знания русского языка для якутских детей, в  том, что в настоящее время в каждой школе имеются профильные гуманитарные классы с углубленным изучением русского языка и литературы. 

Добавить комментарий