ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ ВЫСОКОГО УРОВНЯ

Заинтересовать обучающегося, вовлечь в олимпиадное движение, не потерять уникальность мышления, развить и привить определенные навыки — это задача учителя. Подготовка учащегося к участию в олимпиадах по математике и информатике должна включать в себя несколько составляющих. Прежде всего, учащийся должен полно и всесторонне освоить материал школьной программы соответствующего класса по математике и информатике. Без этого достичь высоких результатов при выступлении на олимпиадах по математике и информатике невозможно. 

Хорошие возможности для организации более глубокой дифференцированной подготовки учащихся к олимпиаде предоставляет бинарный кружок.

Бинарный кружок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, интеграции предметов, который ведут два учителя. Такие занятия предполагают использование различных педагогических технологий.

Особенностью бинарного кружка является изложение, исследование проблемы одного предмета, которое находит продолжение в другом (как правило одной образовательной области). Изучение некой проблемы на стыке двух наук – это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию.

Он направлен на расширение знаний по математике и информатике, полученных на уроках, на развитие познавательного интереса к данным предметам, на развитие творческих способностей обучающихся и более качественной отработке межпредметных умений и навыков при решении олимпиадных задач по математике и информатике.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Политехнический лицей» МО «Мирнинский район» РС /Я/ – современное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением предметов политехнического цикла (математика, информатика), активный участник инновационных образовательных проектов и профессиональных конкурсов.

На протяжении последних пяти лет наблюдается положительная динамика побед, обучающихся в научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах.

С 2013 года команда политехнического лицея входит в тройку лидеров среди образовательных учреждений Мирнинского района по результатам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Обучающиеся лицея постоянно становятся победителями и призерами регионального этапа всероссийской олимпиады.

В рамках реализации целевой программы «Одаренные дети» обучающиеся лицея активные участники предметных олимпиад, творческих и научно-практических конкурсов и конференций, фестивалей и турниров.

Обучающиеся лицея активные участники всероссийских, республиканских, муниципальных и городских мероприятий. 

  • Лицей стабильно входит в тройку лидеров рейтинга общеобразовательных организаций Мирнинского района:
  • Школа — лидер в области информатизации (2013-2021гг)
  • II место в рейтинге среди образовательных учреждений Мирнинского района по количеству призовых мест в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников (2015-2021гг.);

Активно реализует образовательные программы по внеурочной деятельности, направленные на развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, успешно работают студии, кружки. Поддержка способной и талантливой молодежи через организацию дополнительного образования, проектную и исследовательскую деятельность, а также через участие в предметных конкурсах, олимпиадах, марафонах и соревнованиях разных уровней, способствует повышению качества лицейского образования.

С каждым годом олимпиадные задания усложняются, возрастает уровень межпредметных связей: например, достижения в информатике невозможны без высокого уровня знаний математики. Нужны не только теоретические знания и практические умения, но и технические знания, экспериментальные навыки и т.д.

Направление программы развития «Качественное лицейское образование», которое реализуется через проект «Одарённые дети. Сопровождение и поддержка талантливой молодежи» являлся одним из приоритетных направлений программы развития МБОУ “Политехнический лицей” на 2017-2021 годы.

Планирование и реализация работы бинарного кружка включает в себя следующие этапы:

1-й этап. Анализ учебного материала по математике и информатики, с целью определения общих тем, которые будут основой такого кружка.

2-й этап.

  • Совместное тематическое планирование, в котором чётко определена роль каждого из преподавателей.
  • Подбор задач, которые дают учащимся возможность, используя изученный материал на двух предметах, творчески применить знания, навыки и умения, решить доступные им проблемы на основе взаимодействия, увидеть результаты своего труда.
  • Разработка занятий, состоящих из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов.

3-й этап.

  • Подведение итогов.
  • Оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.

Бинарный кружок помогает в решении следующих задач:

  • развивает сотрудничество педагогов;
  • расширяется кругозор у учащихся и педагогов;
  • интегрирует знания из разных областей;
  • способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;
  • служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создаёт условия для практического применения знаний;
  • развивает у учащихся навыки самообразования;
  • развивает аналитические способности и изобретательность;
  • обладает огромным воспитательным потенциалом;
  • позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях.

На 1 этапе подготовки к бинарным кружкам нами были проанализированы задания олимпиад высокого уровня (ВсОШ (республиканский этап, заключительный этап)), Всесибирская открытая олимпиада школьников, олимпиада школьников “Ломоносов”, Московская олимпиада школьников и др.) и были выделены следующие темы:

  1. Математические основы информатики
  2. Функции, отношения и множества
  3. Основные геометрические понятия
  4. Основы логики
  5. Основы вычислений
  6. Методы доказательства
  7. Основы теории чисел
  8. Основы алгебры
  9. Основы комбинаторики
  10. Теория графов
  11. Основы теории вероятностей
  12. Основы теории игр

2 этап нашей работы был посвящен разработке рабочей программы кружка, подбору задач по каждой выделенной теме и реализации данной программы.

Основные формы работы, используемые на занятиях:

  • Эвристическая беседа 
  • Практическая работа 
  • Выполнение конкурсных заданий 
  • Дидактические игры (конкурсы, соревнования)

Основную задачу, в выявлении детей с признаками одаренности и психолого-педагогическом сопровождения одаренных детей в школе, кружок «Бином» выполнил с успехом. Были выявлены несколько обучающихся, имеющих склонности к математике и информатике. Дальнейшее «сопровождение» выявленных ребят в старших классах, будет проводиться в кружках по информатике (9-10 кл. «Программирование на языке Python») и математике (9-10 кл. «Эрудит»), а также на индивидуальных занятиях.

Так как проект запущен только в сентябре 2020 года, это первый набор, и возраст обучающихся первого набора (7-8 класс) относительно мал для «серьёзных» уровней олимпиад, то сейчас можно подвести только промежуточные итоги. Объективно оценить результаты проекта можно будет по прошествии нескольких выпусков, параллельно занимаясь с выявленными ребятами первого и последующих выпусков в более старших классах.

Виктор ЕКШИБАРОВ, учитель информатики

Елена ФАРКОВА, учитель математики

Добавить комментарий