РАБОТАЕМ ПО НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В рамках реализации проекта «Модель смешанного обучения» АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н, Донского-II» наша Болугурская СОШ является экспериментальной площадкой. Основной задачей является внедрение к 2021 году во всех образовательных организациях РС(Я) модели смешанного обучения, обеспечивающей повышения качества образования.

Введение новых образовательных стандартов ориентирует школьного учителя на переход от обучения, в котором ученик выступает в качестве объекта воздействия учителя, к обучению, в котором он становится субъектом и является разработчиком, исследователем, испытателем и аналитиком, а учитель — координатором, куратором, партнёром и экспертом. Изменить характер взаимоотношений педагога и обучаемого, позволяет смешанное обучение.

Что же такое смешанное обучение? Смешанное обучение  — образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом   к лицу) и онлайн обучение. Онлайн обучение, в свою очередь, предполагает  получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернетув режиме “здесь и сейчас”. В своей практике мы используем 2 модели: «перевернутый класс» и «ротация станций».

Суть модели «перевернутый класс» состоит в том, что  ученики изучают теорию по теме дома самостоятельно по видео или печатным материалам, а на уроках в классе основным фокусом становится решение задач и практика. В классе они обсуждают сложные вопросы друг с другом и с учителем, здесь уже учитель отвечает на вопросы, которые задают ученики, а не наоборот.

При использовании модели «Ротация станций» класс делится на группы, по результатам какого-нибудь задания. Первая группа работает с электронными материалами, используя ПК или сотовый телефон, вторая – с учителем, а третья – в группе друг с другом. Важно, чтобы они имели возможность вместе обсудить это. Затем группы меняются, через определенный интервал времени. В результате дети проходят через все «станции». Тьютор контролирует не столько саму работу в группе, сколько ее организацию, например, напоминает, что большую часть времени нужно уделять не распределение ролей и выяснению отношений, а, собственно, работе.

В начале эксперимента прошел установочный семинар ИРОиПК, где все педагоги получили кейс-задания. В течении недели модераторы провели обучающие конференции.  На этих конференциях мы научились приемам и методам «Смешанного обучения»

Наше методическое объединение начальных классов вместе с учителями физкультуры начали работу по реализации проекта. Для начала эксперимента выбрали два 4–х класса. Спланировали уроки и учебную неделю, расписание. Разработали проект урока математики по теме «Нахождение нескольких долей целого» по модели «Ротация станций» + «Перевернутый класс».

Учителя, разделившись на 4 творческие группы, подготовили задания, инструкции, маршрутные листы и критерии оценок для станций, технологическую карту урока.  Станций может быть и две, и даже четыре. Делить на группы можно по разным принципам. Мы разделили на группы по наличию  пробелов в усвоении предыдущих тем.  Класс мы поделили на 3 зоны и 3 группы. 1 зона – работа с учителем. Цель станции работы с учителем – предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. Учитель в этой зоне уделяет внимание индивидуальной работе.   2 зона – это станция онлайн. Цель данной станции – дать каждому ребенку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность,  развить саморегуляцию и научиться учиться. На станции онлайн обучающиеся познакомились с новым материалом, проверили свои знания и потренировали навыки вычисления и решения задач. 3 зона – проектная (групповая). Цель станции проектной деятельности – дать возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную связь от одноклассников. На этой станции дети выполняли практическую работу, полученные знания применяли на практике.

При подготовке к уроку трудное было составление и выбор заданий для каждой станции, а так же разработка листов самооценки. Для составления задания для онлайн-станции использовали Гугл Формы и видеоуроки. При проведении урока выяснилось, что не все дети хорошо понимают правила групповой работы, умеют работать на ноутбуках, читать внимательно инструкции. Учителя запланировали работу по устранению этих затруднений.

 Затем провели уроки  математики по теме  «Сложение и вычитание многозначных чисел. Закрепление знаний» и урок физкультуры «Гимнастика. Техника выполнения  кувырка назад тремя разными способами».

Все задания разработали уровневые и по мере усложнения, чтобы каждый ученик чувствовал успех. Ребята работали с большим интересом, все были активны и старались работать в группах сообща, помогая друг к другу. В итоге опроса все детям понравилось такая форма проведения урока.

Чтобы класс начал успешно работать в смешанном обучении, требуется время и дополнительные действия со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. Когда дети приходят в первый класс, учитель достаточно долго приучает их к правилам работы в классе, способам работы с книгой, взаимодействию с одноклассниками и др. В смешанном обучении появляются дополнительные правила работы в классе (а иногда и совершенно другие), формируются навыки самостоятельной работы в онлайн-среде, много внимания уделяется формированию навыков групповой работы и взаимопомощи. Все эти навыки пригодятся учащимся во взрослой жизни.

МО учителей начальных классов Болугурской СОШ

Добавить комментарий