Пробуждая человечность

Литература в старших классах — единственный предмет, задачей которого является развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся. Мы, учителя-словесники, стараемся дать почувствовать школьникам человеческое в каждом литературном произведении, чтобы они, открывая предусмотренные программами книги, знали: произведения эти нужны им не для ответа на вопросы, а для большего — для овладения самым важным «предметом» — Человечностью. Пробудить у учащихся живой интерес к жизни и искусства, вызвать у них стремление к самостоятельному познанию, научить сознательно читать — главная обязанность словесника.

             Объем информации в современном мире так велик, что дети порой не успевают справиться с ним и чтение книг для них становится трудным, плохо понятным и непреодолимым этапом. Для того чтобы выявить причины затруднений и негативного отношения к чтению, возникающих у современных учащихся-юношей разных возрастов я провела опрос среди учащихся 5-11 классов своей школы.

Исходя из ответов обучающихся, разработала проект «Мысль и чтение» («Ааҕабыт, толкуйдуубут, кэпсиибит»), в рамках которого провожу кружок «Уус-уран ааҕыы» («Выразительное чтение»), защиту прочитанной книги (презентации), конкурсы ораторов и чтецов. 

             Работаю над совершенствованием интонационной выразительностью, акцентирую внимание учащихся, особенно младших классов,  на технической стороне: умении выделить ударное слово, сделать паузы, как правило, соответствующие запятым, интонировать мелодику вопроса, утверждения и восклицания. А более старшие классы учатся понимать что произношение вслух поэтического текста это не просто озвучением «речи» автора , а проникновение в идейно-художественное содержание произведения (в чем состоит идея и замысел произведения), что должна быть передача специфики жанра и стиля произведения (баллада, лирическое стихотворение, патриотическая лирика). Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям. Чтение должно быть громким, ясным, четким, доносящим до слушателя звучащее слово. Умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путем постоянной тренировки.

            При защите прочитанной книги дети учатся публично презентовать свою точку зрения, обсуждать результаты своей работы, развивают не только речемыслительные, но речекоммуникативные умения и навыки, столь необходимые любому члену современного общества.

   При подготовке юношей к конкурсу чтецов, ставлю  перед ними следующие задачи:

  1. Должны хорошо понимать что им следует передать слушающим, читая текст произведения
  2.  Должно быть живое и верное отношение ко всему, о чем говорится в произведении.
  3. Должны читать текст произведения с осознанным желанием передать конкретное содержание: факты, события, картины природы, передать так чтобы слушающие их правильно поняли и оценили.

 Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвуют все чтецы, используется памятка. Работая с детьми над выразительным чтением, свою деятельность базирую на знаниях, умениях и навыках, приобретаемых учащимися при изучении родного языка и литературного чтения. Изучение этих предметов — основа для формирования качеств речи, необходимых детям: правильности, точности и выразительности. Правильно выражать свои мысли и чувства — значит строго придерживаться норм литературной речи.

В результате проводимых работ ребята-спортсмены нашей школы успешно участвуют во внутришкольных, улусных и республиканских конкурсах чтецов.

Нюрбина ВАСИЛЬЕВА,
Усть-Алданский улус

Добавить комментарий